ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Программная аннотация:

1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики.

2. Направление и функции государственного регулирования.

3. Система государственных финансов и их функции.

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Среди аргументов в пользу рыночной системы выделяют:

1. эффективность распределения ресурсов;

2. свобода предпринимательства и выбора.

Согласно первому аргументу, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. «Невидимая рука» управляет личной выгодой, обеспечивая производство наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов, т.е. максимальную экономическую эффективность.

Согласно второму аргументу, лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система предоставляет свободу предпринимательства и выбора, собственно на этой основе она и преуспевает.

Недостатки, присущие рыночному механизму, и являются теми объективными обстоятельствами, которые обусловливают необходимость государственного регулирования экономики.

Выделяются следующие аргументы против рыночной системы.

1. Ослабление конкуренции посредством двух основных источников:

- слияния фирм, тайных сговоров компаний;

- технического прогресса, который часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

2. Неравное распределение доходов. Рыночная система позволяет наиболее способным или ловким предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов. Право наследования с течением времени усиливает процесс накопления, что порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов.

3. Существование внешних издержек и выгод перелива (экстерналий), которые приходятся на долю других экономических агентов, не являющихся непосредственно покупателями и продавцами.

Экстерналии (внешние эффекты) – издержки или выгоды, возникающие при производстве или потреблении определенного товара, которые приходятся на долю какой-либо третьей стороны, не связанной с производством или потреблением данного товара.

Примером возникновения издержек перелива является загрязнение окружающей среды производителем какого-либо товара. При этом издержки общества превышают частные издержки производителя данного товара.

Выгоды перелива возникают при получении таких благ, как образование, массовая иммунизация, развитие НТП в результате проведения научных исследований и др. При этом выгоды общества превышают выгоды экономического агента, предоставляющего благо.



4. Необходимость предоставления общественных товаров.

Общественные товары – товары коллективного пользования, спрос на которые невозможно выразить в денежной форме и удовлетворить посредством рынка.

Рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности и не принимает во внимание потребности общества в таких товарах, как: национальная оборона, борьба со стихийными бедствиями и ликвидация их последствий, охрана общественного порядка и т.д.

5. Неустойчивость экономической системы.

Двигательные механизмы немонополистической высокоразвитой рыночной экономики одновременно содержат в себе элементы стагнации экономического развития. Это наблюдается, прежде всего, в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.

В связи с существованием вышеперечисленных недостатков – «провалов» рынка, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. В результате современная рыночная система базируется на синтезе усилий рыночного механизма и регулирующих функций государства. Государство исправляет «ошибки» рынка, добиваясь эффективности, справедливости, стабильности в функционировании всей экономики. Обе стороны управления экономикой - рынок и государство - существенны.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С расширением рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху своей деятельности. Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые обосновал А.Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно ему, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных учений Смита стало идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства - придерживаться политики Laisser faire (невмешательства государства). Поскольку главным координатором по Смиту выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода.



Последователей Смита относят к классической школе. Они полагали, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, а значит тем лучше для экономики. Современные неоклассические концепции (монетаризм, теория рациональных ожиданий) выводятся из классических воззрений на рыночную экономику.

Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий предшествовал период, в котором было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную саморегулирование могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы. Особенно отчетливо это проявилось в период кризиса 1923-1933 гг. в США во времена великой депрессии. Переворот в классических воззрениях на роль государства был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости процента и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль и регулирование совокупного спроса для того, чтобы он отвечал совокупному предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Основными инструментами регулирования в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента.

Модель Кейнса предусматривала стимулирования совокупного "эффективного" спроса путем "побуждения" к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и определенное перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории - макроэкономики.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний. Начиная со второй половины 70-х годов стало обсуждаться негативное влияние этой политики на производство. Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновывалась идея, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка. Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики.

Используя свое положение, государство может довольно существенно влиять на экономическую жизнь общества.


0003882618675960.html
0003924589598901.html
    PR.RU™