Решения в инновационном менеджменте

Сущность и значение решений в менеджменте. Сущность инновационно­го менеджмента, результат управленческого процесса выражаются чаще всего в конкретных управленческих решениях, направленных на формирование бла­гоприятного инновационного климата на ИП или реализацию конкретных ин­новационных проектов. Большая часть времени менеджера так или иначе связана с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Умение и искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных, компе­тентных менеджеров от дилетантов или начинающих руководителей.

Управленческое решение составляет один из главных инструментов выра­ботки и реализации эффективной концепции менеджмента на ИП. Решения, как и коммуникации, являются связующим компонентом инновационного ме­неджмента, так как проявляются практически во всех его предметных функци­ях. В табл. 2.1 приведен перечень наиболее общих и значимых решений, при­нимаемых в рамках отдельных функций менеджмента.

Таблица 2.1 – Состав основных решений по функциям инновационного менеджмента

Функции менеджмента Типичные управленческие решения
Формированиецелей Принятие инновационной миссии ИП Формирование целевых параметров деятельности ИП Принятие стратегической концепции ИП Утверждение целевых параметров инновационного проекта
Планирование Формирование тематического плана НИОКР Утверждение календарного графика работ по проекту Утверждение сметы затрат по проекту Формирование производственной программы ИП Утверждение штатного расписания по подразделениям Запрос кредитных средств на инновации Принятие финансового плана ИП Утверждение плана реализации продукции
Организация Создание ИП Выбор организационно-правовой формы ИП Принятие организационной структуры ИП Утверждение положений о службах ИП и должностных инструкций Создание новых или упразднение существующих подразделений ИП Открытие филиала или дочерней фирмы ИП
Контроль Оценка состояния работ по проекту Оценка финансового состояния ИП Анализ работы служб и подразделений ИП Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту Установление порядка оценки деятельности исполнителей Оценка исполнения стратегической концепции ИП

Управленческие решения в инновациях могут приниматься или интуитив­но, или на основе научного подхода. Интуитивный способ основывается на эмоциональном восприятии и оценке ситуации и предполагает наличие у ме­неджера профессиональных знаний и значительного практического опыта. Именно эти факторы обеспечивают взвешенность и рациональность принима­емых решений. Научный подход, являющийся фундаментальной основой ме­неджмента, рассматривает принятие управленческого решения как целостный процесс, содержание которого позволяет изучить возникшую проблему, про­анализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эффек­тивный из них.

Научный подход обеспечивает принятие рациональных, а при соблюде­нии определенных условий и оптимальных решений. Рациональное решение отличается от интуитивного тем, что основывается на объективном аналити­ческом процессе и учитывает определенные формально-логические требова­ния. Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем:



- целевая направленность: решения должны быть направлены на дости­жение определенных инновационных целей;

- иерархическая субординация: решения менеджера должны соответство­вать делегированным ему полномочиям;

- обоснованность: решения должны иметь объективное обоснование ра­циональности;

- адресность: решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по вре­мени;

- обеспеченность: решения должны предусматривать необходимые ресур­сы и устанавливать источники их получения;

- директивность: решения должны быть обязательными для исполненияи носить плановый характер.

Виды решенийв инновационномменеджменте. Управленческие решения в инновационном менеджменте при всем их разнообразии и уникальностикаждого из них можно систематизировать в однородные группы. Необходи­мость такой систематизации связана с возможностью выработки определен­ных правил, регламентирующих условия и порядок принятия решений в каж­дой из групп. Принципиальное значение с точки зрения организации процесса подготовки и принятия решений имеют признаки предмета, повторяемости и формы принятия решения (рис. 2.17).

Рис. 2.17. Виды решений в менеджменте

Дифференциация по предмету выделяет концептуальные и исполнитель­ские решения.

Концептуальные решения по своему характеру направлены в будущее и определяют принципиальные аспекты развития ИП. Они охватывают практи­чески все предметные функции инновационного менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль инноваций. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований.

Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на обес­печение выполнения прежде всего позиций концептуальных решений. Если концептуальные решения составляют прерогативу деятельности высшего ме­неджмента на ИП, то исполнительские решения подготавливаются и осущест­вляются многочисленным аппаратом среднего и низшего менеджмента.

По признаку повторяемости различают разовые и повторяющиеся ре­шения.

Разовые решения носят уникальный характер, принимаются при создании ИП или в форс-мажорных условиях и направлены на перспективу. Независи­мо от уровня принятия разового решения оно формируется в новых, неопреде­ленных и слабо структурированных ситуациях, в которых невозможно исполь­зовать стандартную процедуру. При принятии разовых решений сильно влия­ние личностных оценок менеджера и интуитивных мотивов.

Повторяющиеся решения, часто называемые программированными, при­нимаются в штатных ситуациях, носят, как правило, исполнительский харак­тер и осуществляются по строгим технологическим схемам. Состав и порядок подготовки программированных решений регламентируются на ИП специаль­ными положениями и осуществляются в автоматизированных вариантах ин­формационных систем, систем делопроизводства и управления.

По форме принятия решений последние подразделяются на индивидуаль­ные и коллективные. Выбор формы принятия решений зависит от характерастоящей задачи и принятого на ИП преимущественного стиля руководства, ав­торитарного или коллективного. Каждая из форм имеет свои достоинства и не­достатки.

Индивидуальная форма принятия решений ориентирована на оригиналь­ные творческие подходы, оперативную подготовку и персональную ответст­венность менеджера. Она предполагает строгую структуризацию проблемы и штатную ситуацию при ее решении.

Коллективная (или групповая) форма управленческих решений обеспечи­вает высокую степень обоснованности и проработки проблемы, анализ боль­шого числа альтернатив и поведенческую согласованность при реализации ре­шения в перспективе. Коллективная форма более предпочтительна при приня­тии концептуальных разовых решений, когда повышенные затраты на ее про­ведение окупаются глубиной проработки проблемы и достигнутым компромиссом в коллективе уже на стадии принятия решения.

Процесс принятия решений в инновационном менеджменте. Принятие решений в инновационном менеджменте представляет собой циклический процесс, в котором исходная информация о состоянии деятельности ИП трансформируется в направленные воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое или требуемое состояние. В этом процессе выделя­ют три относительно самостоятельные фазы: определение проблемы решения, формирование альтернатив, принятие и реализация решения (рис. 2.18).

Рис. 2.18. Процесс принятия решений

При определении проблемы решения речь идет о возможно точном и объ­ективном фиксировании состояния объекта управления на основе сбора исчер­пывающей информации. Источником информации для повторяющихся испол­нительских решений выступает планово-отчетная документация о ходе выпол­нения инновационных проектов. Концептуальные разовые решения требуют, как правило, специального информационного обеспечения на базе маркетин­говых исследований, аналитических обзоров конкурентов и пр.

Оценка ситуации предусматривает процедуры сопоставления фактическо­го состояния инновационной деятельности с требуемым или предусмот­ренным соответствующим планом. Наличие расхождений означает появлениеугрозы возникновения проблемы, требующей управленческого решения. Под проблемой в менеджменте принято понимать оценку функционирования уп­равляемого объекта при затруднении достижения поставленных целей в насто­ящем или будущем. Оценка ситуации должна не только выявить наличие или отсутствие отклонений в деятельности ИП, но и в случае существования пос­ледних определить степень их опасности для функционирования предприятия. Многие из текущих отклонений могут быть компенсированы менеджером в оперативном порядке, без специальных управленческих решений. Оценка си­туации должна не только выявить наличие проблемы, но и определить необхо­димый иерархический уровень ее решения в менеджменте ИП. Для этого в ходе оценки ситуации выясняются конкретные причины, вызвавшие возник­шие отклонения, определяются возможные сферы и последствия их влияния на деятельность ИП. Сложность идентификации проблемы в инновациях усу­губляется недостаточностью релевантной информации и вероятностным ха­рактером проводимых НИОКР.

Формулирование проблемы для управленческого решения должно содер­жать характеристику ситуации, описание ее масштабов (пространственных и временных), указание причин и определение уровня решения. Формирование альтернатив начинают с установления граничных областей поиска возможных решений, которые задаются двумя компонентами: критериями оценки альтер­натив и принятыми ограничениями реализации решений. Совокупность кри­териев оценки и принятых ограничений определяет поле будущих решений и способствует адресности генерирования альтернатив.

Критерии оценки альтернатив могут задаваться качественными (имидж, устойчивость ИП, демонстрация потенциала и пр.) или количественными (за­траты, научно-технический уровень, конкурентоспособность и проч.) парамет­рами. Чаще всего критерии оценки альтернатив решений формулируются в виде параметров экономической эффективности инноваций. Ограничения опреде­ляются по всем внешним и внутренним факторам решения инновационной проблемы. К внутренним факторам решения относятся внутрифирменные огра­ничения: по целям и принятой стратегии инноваций, ресурсам, организацион­ной структуре ИП, условиям финансирования и пр. Внешние факторы отражают рамочные условия деятельности ИП. Следует различать постоянные, не зави­сящие от ИП, факторы внешней среды, например система налогов, таможен­ная и кредитная политика государства, экологическая среда и пр., и перемен­ные факторы, на которые ИП может оказывать влияние, например партнеры по кооперации, поставщики, потребитель, кредитные организации.

Генерирование вариантов альтернатив решения осуществляется на базе принятых ограничений и с учетом сформулированных критериев их оценки. Для формирования альтернатив, как уже отмечалось, могут использоваться индивидуальные или коллективные процедуры. В теории и практике менедж­мента используется достаточномного разнообразных методов формирования управленческих решений, основанных на моделировании инновационных про­цессов, их прогнозировании, построении «дерева целей», морфологическом анализе ситуации и пр. Применение методов должно быть направлено на фор­мирование возможно большего количества допустимых вариантов решения проблемы. Под допустимым понимается любой вариант решения проблемы, удовлетворяющий принятым ограничениям и обеспечивающий достижениепоставленной цели. Принятие решения осуществляется на основе сравнитель­ной оценки допустимых вариантов и выбора наилучшего с точки зрения уста­новленных критериев. Методы сравнительной оценки вариантов инновационных решений подробно рассмотрены в гл. 12. Заключительный этап принятия реше­ния предусматривает организацию контроля за его реализацией и оценку фак­тических итогов выполнения предусмотренных решением мероприятий.

Методы принятия решений в инновационном менеджменте.Инноваци­онный менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматривает ис­пользование разнообразных специфических приемов и методов, обеспечиваю­щих обоснование и принятие рациональных управленческих решений. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для различных функций управления, составляет методологию и методический аппарат инновационного менеджмента. Методы инновационного менеджмента – это система правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями с целью выработки рациональных управленческих решений. Они, как правило, появляются в результате теоретических исследований и становятся достоянием широкой практики после масштабных экспериментальных апробаций. Методы менеджмента вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение систем управления на ИП. Инновационный менеджмент использует как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании, культуре и пр.), так и специальные, отражающие специфику инновационной сферы. Фундаменталь­ной основой инновационного менеджмента является использование научного подхода.

Наиболее полное и последовательное выражение научный подход получа­ет в системной ориентации. Системная ориентация менеджмента предусмат­ривает рассмотрение ИП как сложной открытой системы, состоящей из взаи­мосвязанных элементов и активно взаимодействующей с внешней средой. Системная ориентация позволяет структурировать управленческие задачи и упорядочивать методы их решения на ИП в рамках целостной системы инно­вационного менеджмента. Именно системная ориентация позволила в рамках научной школы менеджмента успешно развивать концепцию практического моделирования инновационных процессов.

Моделирование в последние десятилетия стало основной концепцией по­строения эффективных систем инновационного менеджмента. Любая частная или комплексная задача управления инновациями имеет сегодня ряд модель­ных вариантов ее решения. Модели позволяют упростить сложные инноваци­онные процессы, выделить в них наиболее значимые компоненты и связи, про­вести экспериментальную проработку управленческих ситуаций и осущест­влять прогнозные расчеты в условиях высокой неопределенности и большой глубины упреждения. В инновационном менеджменте используются три базо­вых типа моделей: физические, аналоговые и математические.

Примером широко применяемых в практике физических моделей могут служить пространственные планировки ИП, их цехов и служб, используемые для расстановки оборудования, размещения материалов и рабочих мест со­трудников. Аналоговые модели иллюстрируют поведение или структуру моде­лируемого объекта, например, в виде графика, гистограммы или структурной схемы. Наибольшие возможности для оптимизации управленческих решений связаны с применением математических моделей. В литературе чаще всего описываются модели теории игр, теории очередей, управления запасами, ли­нейного программирования, имитационные и экономического анализа. Любая попытка перечисления и систематизации методов и моделей инновационного менеджмента ограничена и весьма условна ввиду их многочисленности и раз­нообразия. Общая систематизация методов инновационного менеджмента по областям их применения приведена в табл. 2.2.

Таблица2.2 Методы инновационного менеджмента

Тип метода Наименование метода
1. Методы выявления мнения Интервью. Анкетирование. Выборочные опросы. Экс­пертиза
2. Аналитические методы Системный анализ. Написание сценариев. Сетевое пла­нирование. Функционально-стоимостный анализ. Эко­номический анализ
3. Методы оценки Оценка продукта. Оценки научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок. Оценка организа­ционно-технического уровня производства. Оценка за­трат. Метод деревьев значимости (ПАТТЕРН). Оценка порога прибыльности. Оценка риска и шансов. Оценка эффективности инноваций
4. Методы генерирования идей Мозговая атака. Метод 6-3-5. Метод синектики. Морфологический анализ. Деловые игры и ситуации
5. Методы принятия решений Экономико-математические модели. Таблицы решений. Построение дерева решений. Сравнение альтернатив
6. Методы прогнозирования Экспертные. Экстраполяции. Аналогии. Метод Дельфи. Регрессионный анализ: Эконометрические. Имитаци­онные модели
7. Методы наглядного представления Графические модели. Физические модели. Должностные описания и инструкции
8. Методы аргументирования Презентации. Ведение переговоров

Передовой опыт веду­щих фирм мира, успешно осуществляющих инновационную деятельность, по­зволил выработать ряд достаточно общих правил эффективного инновацион­ного менеджмента. Они заключаются в следующем.

1. Интеграция всех инновационных задач как фундаментальной основы повышения конкурентоспособности ИП в единую инновационную концеп­цию. Это означает, что:

- все сотрудники понимают принятую инновационную концепцию разви­тия ИП и придерживаются ее;

- все сферы деятельности ИП эффективно взаимодействуют и согласован­но развиваются в рамках этой концепции;

- инновационные проблемы ориентированы на удовлетворение спроса в
ограниченных сегментах рынка;

- инновационный потенциал сосредоточен в ограниченном инновацион­ном пространстве.

2.Создание и стимулирование плодотворного инновационного климатанаИП:

- развитие чувства карьеры и готовности к риску у менеджера и сотрудников;

- развитие междисциплинарного и вневедомственного мышления у разра­ботчиков;

- развитие критичного отношения к достигнутым результатам в инновациях;

- стимулирование инновационной активности на ИП;

- развитие и углубление кооперации с другими ИП и партнерами.

3.Использование неординарных организационных решений. Это означает:

- организацию инноваций как постоянную фундаментальную основу дея­тельности ИП;

- применение проектной формы управления инновационной деятельностью;

- развитие гибких, адаптивных инновационных структур.

4.Разработка и применение методов управления инновационными проек­тами:

- фундаментальная подготовка инноваций;

- качественное планирование проектов;

- объективная оценка и экономическое обоснование проектов;

- строгий контроль за исполнением проектов.

5.Подготовка производства и продвижения на рынки инновационной продукции:

- осуществление опытной и технической подготовки серийного производ­ства инновационной продукции в соответствии с долгосрочными оценками спроса в выбранных сегментах рынков;

- подготовка выбранных сегментов рынков к инновационному продукту;

- построение системы сбыта инновационного продукта;

- подготовка системы сервисного обслуживания потребителей.

6.Обеспечение высокой эффективности и экономичности инновацион­ных процессов:

- сокращение длительности и снижение затрат на инновации;

- обеспечение возможно высокого уровня удовлетворения спроса;

- осуществление упреждающих инноваций в конкуренции;

- постоянная идентификация высших достижений и ориентация собствен­ных инноваций на их использование.

Решающим критерием успеха инновационного менеджмента на ИП явля­ется его продвижение на инновационных рынках благодаря потребительскому спросу и конкурентоспособности.


0002104393809057.html
0002143185339889.html
    PR.RU™