Развитие творческой личности ребенка

· Естественное развитие– (естественное созревание, учет возрастных особенностей).

Умение что-то изображать, творить – одна из форм независимости, которая все больше развивается с возрастом ребенка.

Педагог должен знать и учитывать возрастные особенности ребенка, а также переломные «критические периоды»,узловые точки онтогенеза в жизни ребенка обусловлены внутренней логикой самого процесса развития. Проблемы возрастной периодизации детского развития, Выготский Л.С. выделял их пять:

1. Кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития ребенка от младенческого возраста;

2. Кризис одного года – отделяет младенчество от раннего детства;

3. Кризис трех лет – является переходным от раннего детства к дошкольному возрасту;

4. Кризис семи лет – является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом;

5. Кризис тринадцати лет – совпадает с переломом развития от школьного к пубертатнтному (подростковому) возрасту.

· Инструментальное развитие- (овладение навыками использование необходимых материалов и инструментов для ИЗО деятельности).

Ребенку нужно дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься (если он занимается живописью, ему надо уметь элементарно пользоваться кистью и красками). Сам ребенок не может найти эти средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но дать технические навыки недостаточно, даже при хорошем овладении ими ребенок остается на уровне ремесла, а не творчества. Главное нужно еще вложить в свое произведение то, что раньше называлось душой, а теперь определяется психологами как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов и инструментов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним.

· Индивидуальное развитие– (саморазвитие, связано с самим субъектом на неосознаваемом и осознаваемом уровне).

Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Индивидуализация обучения подразумевает изучение личност­ных особенностей каждого ребенка, учет его склонности и интереса к какому-либо виду художественной деятельности,

Необходимо сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка, доброжелательность и доверительность отношений.

Педагог не должен указывать, что и как надо делать, а советуясь с ре­бенком, предлагать подумать, как и что лучше нарисовать, слепить.

Ребенок должен быть свободен в выборе темы, материалов для изображения, цветового и композиционного решения.

Таким образом, перед педагогом стоит важная цель: надо учить и воспитывать ребенка так, чтобы он смог сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни. Ребенок постоянно нуждается во внимании, но, как и любой человек на свое внутреннее пространство, в котором он - хозяин и волен, распоряжаться своими возможностями так, как считает нужным.


0000262025148621.html
0000322122632110.html
    PR.RU™