Возрастные особенности детской одаренности

Авторы «Рабочей концепции одаренности» в качестве сензитивного периода становления исследовательской или противоположной ей, репродуктивной позиции ребенка, выделяют младший школьный.

Младший школьный возраст сензитивен к творческому развитию, что обусловлено следующими факторами:

- художественный тип личности младшего школьника: преобладание первой сигнальной системы (ощущение, восприятие);

- высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы;

- повышенный интерес и склонность к различным видам творческой деятельности;

- эмоциональная впечатлительность.

По мнению А.А. Мелик-Пашаева, именно младший школьный возраст особенно благоприятен для начала серьезной работы по развитию одаренности у детей. «К этому времени за плечами ребенка уже немалый путь психического развития, он «накопил» в дошкольном детстве многое, что может стать предпосылками художественно-творческих способностей. Например, потребность ребенка оживить, наделить душой, словом, поведением все, что его окружает. Это «анимистическое» стремление делает невозможным манипулирование чем бы то ни было как безразличным объектом, как безгласной вещью. Имеет значение и особая зоркость и впечатлительность детского взгляда… Особенно важно, что эти возрастые черты отношения ребенка к действительности складываются и существуют на фоне его обостренной эмоциональной чувствительности ко всему тому, чем мир воздействует на его органы чувств, - к цвету, свету, форме, звуку, ритму и т.д. Такая повышенная чувствительность к непосредственным воздействиям окружающего – благоприятное условие для развития творчества. Вот почему так необходимы специальные средства, чтобы закрепить преходящие особенности возраста, чтобы дать им возможность стать способностями» (30, с. 103).

Согласно возрастной периодизации психического развития детей по Л.С. Выготскому, к основным новообразованиям младшего школьника относятся произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Поэтому основная линия развития творчества заключается в постепенном его подчинении сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психических процессов.

Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действий, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. У детей формируется способность планировать в уме свои дальнейшие действия.

В младшем школьном возрасте воображение теснейшим образом связано со всеми другими психическими процессами. Так, с точки зрения Л.С. Выготского, воображение и мышление переплетены так, что их бывает трудно разграничить. По мнению Е.Г. Речицкой, мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение. Опережающее отражение действительности в процессе мышления происходит путем оперирования понятиями, а в процессе воображения – в форме ярких представлений. При этом воображение позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, т.е. дополняет процессы мышления. Формирование воображения – это одновременно и развитие мышления, и наоборот.



Процесс становления воображения связан с речью, на что указывали отечественные психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская). Они отмечали, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослым. Благодаря развитию речи воображение приобретает элементы абстрактного мышления.

Воображение также связано с процессами памяти. Изучению проблемы взаимосвязи воображения и памяти посвящены работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, З.М. Истоминой.

В младшем школьном возрасте воображение выступает как одно из важнейших условий усвоения социального опыта. Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» отмечает, что воображение не только основывается на опыте, но и становится средством расширения опыта человека, потому, что он может вообразит то, чего в его личном непосредственном опыте не было, т.е. может усваивать с помощью воображения исторический и социальный опыт. Правильные, адекватные представления об окружающем мире утверждаются в сознании ребенка, будучи пропущенными сквозь призму воображения. Воображаемый образ является для ребенка средством познания и усвоения общественного опыта.

Таким образом, развитие воображения у ребенка напрямую связано с его умственным развитием, развитием его личности, всех психических процессов.

В период подросткового возраста происходит фиксация сформировавшейся позиции, когда она приобретает черты устойчивой личностной характеристики. Исследовательская позиция как личностное качество одаренных детей подросткового и юношеского возраста способствует становлению самосозидающего типа личности, что обеспечивает дальнейшее развитие одаренности и возможность высоких достижений в интеллектуальной и творческой деятельности на более поздних этапах жизненного пути. Противоположная исследовательской – репродуктивная позиция является фактором, лимитирующим дальнейшее творческое развитие.



Таким образом, «Рабочая концепция одаренности» ориентирована на детей школьного возраста. В то же время сформулированные в ней положения логически приводят к необходимости начинать работу по поддержке и развитию одаренности уже в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст как основа развития одаренности рассматривается в ряде зарубежных исследований одаренности (Г. Доман, Э. Томас), а также отечественных работ на эту тему (Л.В. Трубайчук, А.И. Савенков, И.Е. Емельянова). Идея необходимости поддержки одаренности в дошкольном возрасте подкрепляется исследованиями психологов об ускоренном созревании мозга в дошкольный период, что проявляется в познавательной активности, «ненасыщаемой потребности в деятельности». На этом основании Н.С. Лейтес вводит понятие «возрастной одаренности», определяющее обострение, расцвет способностей на дошкольном этапе детства как феномен, выражающий особенности хода созревания. Именно в связи с этой особенностью детей дошкольного возраста возникает мнение о том, что все дети от природы талантливы.

Характеризуя ребенка с признаками одаренности, Д.Б. Богоявленская выделяет качества, свойственные в целом дошкольному возрасту: необычайная познавательная и поисковая активность, ненасыщаемая потребность в деятельности, получение удовольствия от деятельности, творческие достижения в раннем возрасте, стремление подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения, увлеченность определенными видами деятельности и т.д. В исследованиях А.И. Савенкова перечисленные характеристики признаков одаренности обобщаются в определении «исследовательское поведение». Ссылаясь на труды специалистов по психофизиологии, А.И. Савенков связывает такой тип поведения со специфическим феноменом межполушарной ассиметрии в сторону доминирования правополушарной деятельности (отвечающей за поисковую активность, любопытство, наблюдение, экспериментирование, целостное синтетическое мышление). Автор констатирует: «по свидетельству специалистов в области межполушарной ассиметрии, ребенок рождается с первоначально одинаковыми полушариями головного мозга. Причем они оба у него «правые». До двух лет любое из них может стать «речевым». Вероятно, этим в значительной мере объясняется столь высокая степень проявления исследовательской активности у ребенка и одновременно значимость исследовательского поведения в развитии личности на ранних возрастных этапах».

Проявление высокой одаренности в дошкольном возрасте может быть лишь проявлением возрастной сензитивности, которая может исчезнуть в более старшем возрасте. На этом основании, по мнению ученых, с одной стороны, важно поддержать творческость, любознательность, высокую познавательную активность, стремление к самостоятельности у всех детей в сензитивном для развития творчества дошкольном возрасте. С другой стороны, именно в дошкольном возрасте важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. В этом случае поддержка чрезвычайной познавательной активности ребенка, его стремления к творчеству станет подлинно устойчивой особенностью, темп развития останется высоким и произойдет закрепление и обогащение ранних признаков одаренности.

По словам Д.Б. Богоявленской, «признаки одаренности будут устойчивы в ходе возрастного развития в случае поддержки и развития способностей ребенка (развитие психических процессов и вовлеченность в творческую деятельность) по всему набору компонентов, затребованных структурой творческой деятельности, а также интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную структуру. Регресс этих процессов объясняет исчезновение одаренности в более старшем возрасте». По мнению ученого, талант не является стабильной характеристикой: он может возрастать или убывать под влиянием различных факторов, а также проявляться в самые разные периоды жизни. Если талант не реализуется, это связано не с тем, что он исчез, а с тем, что изменились условия, исчезла мотивация к определенному роду деятельности. Создание условий, поддержание мотивации к творческой деятельности – главное в работе по развитию детской одаренности. Эти рассуждения ученого – одного из ведущих авторов «Рабочей концепции одаренности» - актуализируют разработку проблемы развития одаренности в дошкольном возрасте, хотя в самой Концепции речь об этом возрасте не ведется.

В исследованиях Л.В. Трубайчук, посвященных данной проблеме, работа по развитию одаренности в дошкольном возрасте рассматривается как необходимый компонент образовательного процесса не только в отношении детей, проявляющих признаки одаренности, но и в отношении всех детей, соответствующих уровню возрастного психического развития. Работа со всеми детьми дошкольного возраста по раскрытию их потенциальных способностей с опорой на зону ближайшего развития необходима именно в связи с психическими особенностями возраста – «ненасыщаемой потребности» (по выражению Н.С. Лейтеса) в какой-либо одной или нескольких видах деятельности как предпосылки к ярким достижениям в этой сфере в дальнейшем. «Для того, чтобы сохранить имеющиеся от рождения задатки одаренности, ребенку дошкольного возраста необходима с ранних лет своевременная «подпитка», развертывание, раскрытие его природных потенциалов».

Эту же позицию отстаивает и И.Е. Емельянова, подчеркивая, что развитие одаренности ребенка в дошкольном детстве необходимо рассматривать в контексте образовательного процесса в ДОУ, который «направлен на актуализацию задатков, раскрытие склонностей, развитие потенциалов и способностей, заложенных в каждом ребенке от рождения. Развитие приводит к появлению нового качества: открытие скрытых задатков, потенциалов, совершенствование индивидуальных склонностей и способностей, которые являются основой для проявления одаренности на ранних этапах онтогенеза. Актуализированные в детстве потенциалы дадут ребенку возможность найти тот путь духовно-творческой самореализации, в которой он проявит свои таланты, покажет более высокие результаты в приоритетном виде деятельности по сравнению с большинством сверстников».

Основная задача в работе по развитию детской одаренности на этапе дошкольного детства заключается, по мнению ученых, не столько в усовершенствовании диагностического инструментария, позволяющего сделать более точную выборку среди детей, вовремя выявить из них одаренных и включить их в индивидуальные траектории развития, сколько в планомерном создании условий для целенаправленного развития творческого потенциала всех детей, актуализации их склонностей и способностей, поддержки исследовательского поведения и стремления к творческой самореализации на сензитивном для этого возрастном этапе.

Творческая деятельность ребенка-дошкольника, по мнению исследователей, является естественным, «природным» механизмом присвоения им культуры, становления его ментальности. Творчество ребенка включает в себя способы преобразования общественного опыта, воображение, изменяющее и дополняющее мир ребенка, проблематизацию ситуации, инверсию как возвращение к ценностям, способам освоения окружающего мира. Поэтому необходимо целенаправленно развивать творческую направленность и креативность детей в дошкольном возрасте. Максимальное раскрытие склонностей, задатков детей дошкольного возраста, поддержание их исследовательского, творческого поведения рассматривается учеными как основа их целостного развития, фундамента всей дальнейшей жизнедеятельности.

Вслед за мэтрами отечественной педагогики и психологии мы можем сделать вывод, что проблема поиска путей развития детской одаренности в дошкольном возрасте, по сути, смыкается с проблемой поиска эффективных и адекватных дошкольному периоду способов возрастного психического развития и социокультурного становления личности. В этом заключается суть термина «возрастная одаренность» применительно к дошкольному возрасту и специфика развития детской одаренности на этом возрастном этапе.


0000176371660180.html
0000205383616511.html
    PR.RU™